Театр кукол приглашает на премьеру «Конек-Горбунок»

  1. Главная
  2. Новости театра
  3. Театр кукол приглашает на премьеру «Конек-Горбунок»

12 июня Ростовский Театр кукол приглашает на премьеру

«Конек-Горбунок»

О спектакле, зрителях и творческом процессе рассказал режиссер-постановщик – заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусства Республики Ингушетия Вадим Домбровский.

Вадим Александрович, приступая к работе, задумываетесь ли вы над тем, о чем эта сказка Петра Ершова для вас и о чем она для детей?

– Конечно, с этого начинается процесс. Любой режиссер обязан подумать не только о том, как ставить спектакль, но и о том, о чем он будет говорить, какую идею посылать в зал, зрителям. В этой сказке мы говорим о дружбе, взаимопонимании, поддержке, самопожертвовании, – Конек-Горбунок ведь действительно готов всем пожертвовать, чтобы помочь своему другу. А Иван не всегда прислушивается, самовольничает, и Коньку-Горбунку приходится, рискуя собой, оказывать помощь ему.

Сегодняшние юные зрители отличаются от тех, кто приходил в зал, допустим, 20 лет назад? Какие они сегодня?

– Зрители все разные. Что я подразумеваю под этим словом? Каждый человек проходит первый круг восприятия, когда впервые слушает «Теремок», «Колобок» и другие произведения. У него нет никакого опыта, и он готов воспринимать все с чистого листа. Когда же ребенок во второй–третий раз слушает сказку, в пятый раз идет в театр, – у него уже появляется опыт восприятия, даже если ему 5–6 лет.

Если говорить про первую категорию, то в любой точке земного шара все дети одинаковые – искренние, непосредственные. К тому же у малышей своя психология восприятия мира: отсутствие логики, особое представление о времени и пространстве… Режиссер все это должен учитывать.

Дети постарше имеют совершенно другой художественный и жизненный опыт, нежели их сверстники 20–30 лет назад. Они активно пользуются компьютером, телефоном, у них другое мышление – клиповое, им сложнее удержать внимание, у него есть определенный вкус, сформированный современными мультфильмами. Они по-своему понимают происходящее на сцене.

Нужно ли театру брать на себя такую задачу – воспитывать художественный вкус?

– Как говорил Н. В. Гоголь, театр – это кафедра, с которой много можно сказать доброго. Заметьте: не плохого, не неприглядного, а именно доброго. В детстве закладываются такие понятия, как добро, справедливость, честность, порядочность. Поэтому те фильмы или спектакли, которые смотрит ребенок, должны взращивать его нравственно. Не думаю, что жестокие компьютерные игры воспитают лучшие качества в человеке. На мой взгляд, в театре должна оставаться дидактическая составляющая, а не только развлекательная.

Вы категорический противник халтуры в любом ее проявлении. Что в вашем понимании качественный спектакль?

– Качество производимого продукта зависит от его составляющих и от повара, который готовит «блюдо». Поэтому я как режиссер-педагог стараюсь на репетициях уделять внимание артистам, по ходу действия их чему-то учить, что-то подсказывать (к слову, моему педагогическому стажу уже 35 лет). Ну и, конечно, добросовестное отношение к труду должно быть. Нельзя работать в театре за деньги, это не то место, где зарабатывают. Вообще вся творческая команда вносит свою лепту в создание спектакля, но ответственен за итог всегда режиссер-постановщик.

Что вас вдохновляет?

– Когда работа спорится, когда актеры хотят творить, а не торопятся с репетиции домой. Хороший театр тот, где высока концентрация творческих, смелых людей. Ростовский театр кукол – именно такой.

Бывает, что ваши идеи во время работы над спектаклем претерпевают изменения?

– Безусловно. Есть такое выражение: поставленный спектакль – загубленный замысел. У тебя в голове всегда идеальная картинка: идеальная актерская труппа, идеальный художник, идеальное время – тебе его дают столько, сколько нужно. Но так бывает не всегда. Иногда кто-то из артистов говорит: «А давайте сделаем вот так!» «Хорошо, – отвечаю. – Давай, но только это придумал я». Весело у нас проходят репетиции.

Если серьезно, то Ростовский театр кукол мне интересен тем, что в нем сохранилась большая форма спектаклей. Здесь огромное количество больших кукол, есть возможность развернуться с декорациями, спецэффектами. Если говорить о «Коньке-Горбунке», то на сцене появится огромный кит, который спустится на дно морское.

Сказка в стихах Петра Ершова – пространное произведение, а постановка длится всего час. Все ключевые сцены вошли в спектакль?

– Я сохранил все сцены, но сократил текст. Как вы знаете, куклы не выдерживают больших объемов повествования. Но все важное, что создает аромат этого спектакля, осталось. Мы изображаем два мира: бытовой (царь, чаепития) и волшебный (чудеса).

Чем удивите зрителей? Как будете удерживать внимание?

– Прежде всего актерской игрой. Только его величество актер способен удержать внимание публики. Если игра слабая, нет взаимодействия персонажей, азарта – ничего не спасет. Да, в нашем спектакле Жар-птицы прилетают, сверкают, переливаются, Конек-Горбунок по облакам скачет, но только актер может заразить эмоциями и вдохновить. И это бесценно – актерское воздействие здесь и сейчас, которое происходит на наших глазах и больше в таком виде не повторится.

Меню